УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Казаковская начальная школа – детский сад» _______________________ Т.В. Попкова «30» августа 2023 г. Учебный план начального общего образования (ФГОС НОО -2021 и ФООП НОО) для учащихся 1-4 классов МОУ «Казаковская начальная школа – детский сад» на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования МОУ «Казаковская начальная школа – детский сад» на 2023-2024 учебный год 1.1. Учебный план на 2023-2024 учебный год составлен в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24 сентября 2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012»; Законом Архангельской области от 02.07.2013 №712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области»; Приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» ( далее ФГОС НОО 2021); Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Минпросвещения РФ от 05.12.2022 года № 1053 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 года № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования; Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 ноября 2022 года №874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»; Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 года №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20»; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; санитарно-эпидемиологическими правилами СП3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции(COVID-19), утвержденными постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15; Уставом МОУ «Казаковская начальная школа – детский сад»; другими нормативными и правовыми документами регионального и муниципального уровней, регламентирующими деятельность образовательных организаций, реализующих программы общего образования. 1.2.Учебный план формируется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. 1.3. Учебный план начального общего образования ( УП НОО) определяет общий объем нагрузки, минимальный и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей. Учебный план НОО является составной частью основной образовательной программы, разработанной Школой самостоятельно и реализующейся через урочную и внеурочную деятельность. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (Школой). Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Школой, - 20% от общего объема. Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. 1. «Русский язык и литературное чтение» В предметной области изучаются учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебных предметов предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ. Количество часов на предметы указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. 2. «Математика и информатика» организована изучением математики в 1-4 классах по 4 часа в неделю. Изучение математики и информатики направлено на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). 3. Предметная область «Иностранный язык» представлена изучением английского языка, начиная со второго класса в количестве 2 часа в неделю. При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Изучение направлено на формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. 4. «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» представлена предметом «Окружающий мир» по 2 часа в неделю в 1-4 классах. Изучение учебного предмета «Окружающий мир» направлено на формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает непосредственное применение федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир». Количество часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. 5. «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры», направленные на развитие ценностно – смысловой сферы личности, расширение у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу многонациональной культуры России, осмысление их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. 6. Область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «ИЗО», изучаемым по 1 часу в неделю. Изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» направлено на развитие способностей к художественно-образному, эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. 7. «Технология» представлена предметом «Технология» с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Учебный предмет «Технология» направлен на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности учащихся. 8. «Физическая культура» Учебный предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры, на формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни учащихся. Учебный предмет изучается в объеме 2 часов в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (Школой), обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, а также на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся. За счет часов вариативной части учебного плана в 2023-2024 учебном году в 1-3 классах будет выделено время на увеличение учебных часов, отводимых на изучение предмета «Математика» (1 час), что позволит выполнить требования федерального учебного плана по количеству часов учебного предмета «Физическая культура». В 4 кдассах данный учебный предмет будет реализован в рамках внеурочной деятельности (1 час). Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации (русского), а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. 1.4. В 2023-2024 учебном году в школе на втором уровне обучения будет открыто 4 общеобразовательных классов-комплектов. На основании решения Педагогического совета школы продолжительность учебного года составляет: В 1 классах – 33 учебные недели; Во 2-4 классах – 34 учебные недели. Начало учебного года – 1 сентября 2023 года. Сроки начала и окончания учебных четвертей, продолжительности каникул определены годовым календарным учебным графиком, являющимся неотъемлемой частью учебного плана. Все учащиеся 1-4 классов будут учиться по 5-дневной рабочей неделе. Занятия в 1-4 классах начинаются с 9.00 часов. Продолжительность урока- 40 минут. В первых классах – постепенное увеличение учебной нагрузки; продолжительность урока от 35 минут в первой четверти - до 40 минут с третьей четверти учебного года. Вторая половина дня – работа спортивных секций, кружков и клубов по интересам, занятия по внеурочной деятельности педагогами образовательной организации совместно с учреждениями социума (Лодыгинская сельская библиотека и Лодыгинский СДК). Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели. Общий объем нагрузки в течение дня не превышает: - для обучающихся 1 классов - 4 урока и один раз в неделю 5 уроков; - для обучающихся 2-4 классов - 5 уроков три раза в неделю и 4 урока два раза в неделю . Плотность урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени) составляет: - для обучающихся 1-4 классов - 60-80%, Моторная плотность урока физической культуры – не менее 70% от общего времени урока (для всех классов) Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4-х классах - 2 ч. 1.5. Особое внимание уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. При этом рекомендуется соблюдать гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2, в части веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей: - для обучающихся 1-2 классов – не более 1,5 кг; - для обучающихся 3-4 классов – не более 2 кг; 2.Формы, периодичность, порядок и сроки промежуточной аттестации обучающихся в 2023-2024 учебном году 2.1. В соответствии со ст.2 п.22, ст.58 п.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» промежуточная аттестация сопровождает освоение образовательной программы (отдельной части, всего объема учебного предмета, курса, дисциплины) и проводится в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленным образовательной организацией на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Школа № 70». В 2023-2024 учебном году для обучающихся по программам начального общего образования определяется следующий порядок и сроки промежуточной аттестации: Для учащихся 1-ых классов : –по итогам четвертей (безотметочное обучение); -по итогам учебного года – контрольные письменные работы (апрель-май), безотметочное оценивание; Для учащихся 2-4 классов:-по итогам каждой четверти – четвертные итоговые отметки по всем предметам учебного плана; -по итогам учебного года – итоговые годовые отметки. 2.4.При планировании оценочных процедур педагогические работники школы придерживаются следующих рекомендаций: Проводить оценочные процедуры по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2.5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; Не проводить оценочные процедуры на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним по расписанию; Не проводить для учащихся одного класса более одной оценочной процедуры в день; При проведении оценочных процедур учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ, формирование массива результатов оценочных процедур, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала. Учебный план НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для учащихся М О У «Казаковская начальная школа – детский сад» на 2023-2024 учебный год (ФГОС НОО 2021 на основе ФРП и ПРП) Предметные области Учебные предметы/ классы 1 класс 2 класс Обязательная часть (инвариантная) Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Искусство Технология Физическая культура Русский язык 3 класс 4 класс Количество часов в неделю/год 5/170 5/170 5/165 5/170 4/132 4/136 4/136 4/136 - 2*/68 2*/68 2*/68 Математика 4/132 4/136 4/136 4/136 Окружающий мир Основы религиозных культур и светскойэтики (ОРКСЭ) 2/66 2/68 2/68 2/68 - - - 1*/34 Музыка 1/33 1/34 1/34 1/34 Изобразительно еискусство 1/33 1/34 1/34 1/34 1/33 1/34 1/34 1/34 2/66 2/68 2/68 2/68 20/660 22/748 22/748 23/782 Литературное чтение Иностранный язык(английский) Технология Физическа якультура ИТОГО Всего за 4 года 20/675 16/540 6*/204 16/540 8/270 1*/34 4/135 4/135 4/135 8/270 87/2938 Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений Вариативная часть, формируема при 3/101 максимально 1/33 1/34 1/34 0 допустимой аудиторной учебной нагрузке (5-дневная учебная неделя) Всего: Математика Математика 3/101 1/33 1/34 1/34 Максимально допустимая учебная нагрузка при 5-дневной неделе 21/693 23/782 23/782 23/782 90/3039